«Ток-шоу – прежде всего, это интеллектуальное упражнение, – так определяет жанр Анатолий Кузичев. – Это дискуссия с умными, интересными, возможно, парадоксально мыслящими людьми, во время которой можно выяснить для себя что-то новое, это реальное создание интеллектуального развлечения. Ведущий должен звать в эфир людей разных точек зрения, чтобы они представляли свои аргументы, нужно давать возможность авторитетным спикерам высказываться по какому-либо вопросу. И это мало популярный путь. Мало популярный ещё и потому, что он нерентабельный, сложный и в политическом смысле опасный…».
Присутствие в эфире ток-шоу работает, прежде всего, на имидж радиостанции или телеканала, мало влияя на рейтинги и рекламные поступления. Поэтому генеральный продюсер «КоммерсантЪ FM» считает жанр ток-шоу малорентабельным делом: «Работать только на имидж канала – это опосредованным образом капитализировать в медиа, пусть не эффектно и не моментально. Долгая инвестиция отличается от короткой тем, что эффект от неё будет не на следующий день. Но большинство владельцев СМИ такая стратегия не устраивает. Поэтому полноценные серьёзные ток-шоу могут позволить себе полноценные серьёзные игроки на медиарынке. Это как канал «Культура». Понятно же, что он может быть в стране только один, и он будет государственным…».
И все же в столице и этот жанр позволяет создавать успешный бизнес, говорит Анатолий Кузичев: «Делать вторые «Вести» в Москве или второе «Эхо» бессмысленно. На этом ничего не заработаешь. У меня такой подход. У нас [«КоммерсантЪ FM»] есть возможность, поэтому мы делаем самоценные интеллектуальные программы. Я не знаю, какое время мы сможем существовать в этой маргинальной нише. В Москве даже маргинальная ниша – это феномен нашего города – может позволить существовать и быть успешным, по крайней мере, в материальном смысле».
Ведущий – ключевая фигура ток-шоу. Его функции ограничиваются передачей микрофона, или он может высказывать своё мнение? Чаще мы наблюдаем второй вариант. Анатолий Кузичев не видит проблемы в том, что он как ведущий имеет собственную четко определенную позицию: «Не перестанут ли приходить на эфир люди, если ведущий будет позиционироваться как полноценный участник с очень понятными взглядами? Зависит от качества ведущего. Когда я зову людей из противоположного политического лагеря, я с ними разговариваю. Мне по-настоящему интересно с ними подискутировать...».
Именно искренний интерес к собеседникам – главное, по мнению генерального продюсера «КоммерсантЪ FM», качество ведущего ток-шоу: «Что делать, чтобы быть хорошим интервьюером? – рассуждает Анатолий Кузичев. – Надо книжки читать, за речью следить, чувство юмора очень располагает к себе собеседника, личное обаяние тоже хорошо бы иметь. А есть одна штука, которую можно назвать приёмом, – это обязательный интерес к собеседнику. Этот интерес в себе надо вызывать, провоцировать, возбуждать каким-то образом. Этот же интерес должен быть и у ведущего ток-шоу: ты поворачиваешься к человеку и испытываешь к нему искренний интерес, тогда и задаваемый вопрос не будет комплементарным или осуждающим, а потом поворачиваешься к человеку противоположной точки зрения и опять задаёшь искренний вопрос и показываешь свою заинтересованность. В идеале должно быть так. Ведущий ток-шоу – это страшно заинтересованный модератор, но не участник дискуссии, в ином случае вся концепция будет разрушена…».
Лена Дюкова
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru